Добро пожаловать на наш сайт! Наш адрес: 678321, Республика Саха Якутия, Кобяйский улус, с. Сайылык, ул. Саввинова, 1, т/факс (41163) 24-584

Главная

История гимназии

Визитка школы

Новости гимназии

Программа развития гимназии

Учебно-воспитательная работа

База данных

Заочное обучение

Фотогалерея

Достижения

Отчеты

КПМО

"Золотое перо"

Гостевая книга

Обратная связь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития гимназии

Паспорт Мукучинской гимназии Кобяйского улуса РС(Я).

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мукучинская гимназия»

Общие сведения об общеобразовательном учреждении:

1.1.  Мукучинская гимназия Кобяйского улуса (района)

      1.2. Юридический адрес: 678324 Кобяйский улус, с. Сайылык, ул.             Саввинова, 1      ИНН 1413021283   т. 24-5-84

      1.3. Фактический адрес: 678324 Кобяйский улус, с. Сайылык, ул. Саввинова, 1, т. 24-5-84, Е- mail: «mg97@mail.ru»

     1.4. Банковские реквизиты:  ФКУ МФ РС(Я) по Кобяйскому улусу  (Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мукучинская гимназия») р/с 40204810400000000431 л/с 0305130061 РКЦ Сангар п. Сангар БИК 049827000         

       1.5. Учредитель: Муниципальное образование «Кобяйский улус (район) Республики Саха (Якутия)»

Адрес учредителя: 678300 Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Ленина, 13,

т. 8- 263- 22-7-81     

       1.6. Свидетельство о регистрации: от 11 декабря 2003 г. ОГРН 1021400673920  ГРН  2031400555350 

       1.7. Лицензия: № 2126 от 9 апреля 2004 г., действительна  до 9 апреля 2009 г.

       1.8. Профиль обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами: многопрофильная.

 

Руководители ОУ Мукучинская гимназия:

      Директор - Саввинова Матрена Ивановна, образование высшее, 1 кат.

р/ т. 24-5-84  д/т 24-6- 07

            Бухгалтер ЦБ МО «Кобяйский улус (район) РС (Я)»: Филиппова Матрена Васильевна, образование среднеспец., т. 24- 7-39     д/т 24-6-85

            Заместители директора:

По учебной работе - Павлова Галина Прокопьевна, образование высшее, 1 кат., т. 24-5-84

По воспитательной работе – Мальцева Анна Петровна,        образование высшее, 1 кат., т. 24-5-84

По научно-методической работе - Николаева Наталья Юрьевна, образование высшее, 1 кат., т. 24-5-84

По заочному обучению - Кычкина Агафья Даниловна, образование высшее, 1 кат.,  т. 24-5-84

 

Образовательная программа общеобразовательного учреждения Мукучинской гимназии представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий  аспекты ее деятельности:

  • Специфику содержания обучения, воспитания и развития учащихся, основанную на приоритете сбережения физического и психического здоровья детей и педагогов;

  • Особенности организации модели сельской малокомплектной школы, кадрового и методического процесса и инновационных преобразований педагогической системы.

Концепцией  развития Мукучинской гимназии определена стратегия системных изменений, затрагивающих структуру, содержание, способы и формы организации работы в гимназии.

   

Стратегия.

На основании многих встреч, бесед, социологических опросов и анкет, обсудив все варианты профилизации, изучив Базисный учебный план, для удовлетворения интересов учащихся и родителей, опираясь на базу данных педагогических кадров и уровневого учебного состояния школы, мы выбрали многовариантную модель образования: модель внутришкольной профилизации (естественно- математический, гуманитарный в 8,9 классах; в 10, 11 классах - многопрофильность); модель сетевой профилизации. Гимназия, разрабатывая программу развития, в качестве наиболее важных направлений определяет следующие:

- координация научных поисков на переходном этапе;

-изучение возможностей образовательного учреждения в решении проблем осуществления данной модели обучения, исходя из кадрового состава, научного и методического потенциала;

- разработка психологических оснований учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих развитие индивидуальных задатков учащегося;

Учащиеся по своему усмотрению составляют индивидуальные планы обучения при помощи учителей, родителей и администрации гимназии.

            Профильная группа представляет более гибкую систему обучения, позволяющую регулировать содержание и объем учебного материала в зависимости от возможностей и потребностей учащихся. Наша модель дает учащимся право выбора обучения на профильном уровне федерального, регионального и школьного компонентов, государственного стандарта по каждому учебному предмету.

             Гимназия ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, психологических, физиологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания в гимназии благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого учащегося. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей.

             Ведущие направления обучения, воспитания и развития - эстетическое, нравственное и физическое совершенствование учащихся, опирающееся на здоровьесберегающую технологию.

            Управление гимназией осуществляется на основе демократии, гласности, соуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор гимназии и его заместители.

            Образовательная программа школы - это целостная система мер по гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания учащихся, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

 

Факторы развития гимназии.

            Учителя гимназии в настоящее время стоят перед необходимостью разрешения ряда противоречий, которые рассматриваются ими как факторы развития:

  • Между высоким профессиональным уровнем педагогов и неудовлетворенностью результатами профессиональной деятельности;

  • Между целью обучения и мотивацией учащихся к процессу обучения;

  • Между целями обучения и воспитания ребенка в семье и в школе;

  • Между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;

  • Между педагогическими целями преподавателей начальной и средней школы;

  •  Между целями основной и старшей ступеней обучения).

Указанные противоречия рассматриваются педагогическим коллективом как объективные факторы развития.

 

Аналитическое обоснование программы.

             Здание гимназии было построено в 1932 году в аласе Окучу. В 60-ые годы центром Мукучинского совхоза стало село Сайылык и здание было перевезено туда. Наше село образовано на западной окраине улуса в 5 км. от речки Танара , которая является границей между Кобяйским и Вилюйскими улусами. Оно удалено от улусного центра п. Сангар на 315 км. наземным и на более 200 км. воздушным путем; к юго – западу от Сайылыка в 20 км. расположено с.Багадя, к юго – востоку в 30 км. с.Мастах, дальше с.Арыттах в 100 км… Все выше названные наслега образуют Мукучинский образовательный округ Кобяйского улуса. Также селение  находится между нижними течениями речек Танара и Баппагай,  притоками реки Вилюй, что обуславливает низменный рельеф местности, которая сильно затапливается весной паводковыми и талыми водами, создавая длительную распутицу, прерывает транспортную связь между населенными пунктами до августа месяца. В зимний период часто на дорогах образуются  заносы. В целом образовательный округ расположен в труднодоступном географическом положении из-за сложной транспортной схемы в улусе.  Инфраструктура округа находится  на низком уровне: до сих пор нет нормальной связи, отсутствует своевременная доставка почты.

Имеются позитивные факторы и в окружающей социальной среде.    На территории школы – комплекса находятся музыкальная школа (посещают 56,3%), мастерские для девочек, мальчиков;  спортивная школа (13,5 %), дом школьников “Дьогур” (11,5%), краеведческий музей (8,3%), школьная и сельская библиотеки, Центр досуга и культуры. Возможности культурно – спортивных центров гимназия использует в организации  внеклассной и внешкольной работы. Работаю внутришкольные кружки «Юный корреспондент», «Шашки», «Шахматы», «Волейбол», «Хоhоонноохтук аагыы», «Основы компьютерной грамотности». Действует ученическое самоуправление. Социально-культурное окружение несомненно оказывает положительное влияние на осуществление школьной политики. Таким образом, воспитательная система гимназии ориентируется на воспитательный  потенциал окружающей ее социальной, предметно – эстетической и природной среды.

  Необходимо учесть и негативное влияние социума на образовательную ситуацию. Определяющую роль здесь играет, в первую очередь, образовательный и культурный уровень значительной части населения, малообеспеченность многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания.  Растет безработица, в том числе и среди молодежи куста. Усиливается социальная дезадаптация детей, подростков. Разрушается интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения села.              У детей нет стимула для получения образования. Недостаточно бюджетное финансирование. В течение нескольких лет не пополняюся база учебно-наглядных пособий, учебные кабинеты, оборудование. Процесс самообразования педагогов также тормозится тем, что учителям не оплачиваются командировочные, проездные, вследствие этого часть учителей не могут проходить фундаментальные и проблемные курсы ИПКРо.

 Количество неблагополучных семей колеблется от 6,8 % до 13,7%.   Материальный уровень семьи составляет: средний – 34%, ниже среднего –29%, низкий – 17%. Социальный состав родителей: рабочие – 16 (19,5%); служащие – 79  (96,3%); крестьяне – 5 (6,1%); безработные – 14 (17,1%); инвалиды – 3 (3,7%); пенсионеры – 0.

Образовательный ценз родителей учащихся: высшее –   29 (35,4%), незаконченное высшее – 1 (1,2%), сред.спец.- 30 (36,6%), среднее – 38 (46,3).

Следует добавить также  укомплектованность квалифицированными кадрами (почти по всем предметам). В данное время в гимназии работают  24 учителей; из них 5 совместителей, 13 мужчин и 14 женщин. Средний возраст составляет 38 лет (9 учителей пенсионного возраста).     Высшее  образование имеют 17 (73,9%), 5 – среднее специальное (21,7 %), заочно учатся 1 человека (имеет ср/сп обр), второе высшее образование получил 1 (4,1%), получают второе высшее 4 (17,4%). За последние три года наблюдается постепенный рост профессионального уровня педагогов. Средняя нагрузка педагога 20 – 22 часов. Диаграммы возрастного состава педагогического коллектива,  уровень образования и творческого потенциала даны в приложениях.

      Наши учащиеся активно участвуют в сельских, улусных, региональных мероприятиях и добиваются немалых успехов.

 

           Основные педагогические проблемы вытекают из обозначенных выше проблем социума. Чтобы создать реальные ориентиры, необходимо проводить диагностирование и определять склонности детей. Педагогический коллектив работает над изучением склонностей и психолого-возрастных особенностей учащихся, условий жизни в семье. Учителя изучают, апробируют и овладевают методикой дифференцированного обучения, тестирования и диагностики, ведут индивидуальную работу с учащимися по подготовке к экзаменам.

На первом этапе внедрения данной модели обучения проводятся:

  • Разъяснительная работа среди учащихся и  родителей на всех уровнях;

  • Изучение мнения учащихся, их родителей об эксперименте гимназии;

  • Изучение желания учащихся,  их родителей по выбору предметов обучения, комплектованию групп;

  • Определение учителей, включающихся в эксперимент по профильному обучению;

  • Разработка учебных программ по профильным предметам, элективных курсов, спецкурсов,  их апробация;

  • Работа по преемственности с начальной школой.

Планируем:

  • Обеспечить необходимую и достаточную оснащенность учебных кабинетов разноуровневыми программами и учебниками, дидактическими и раздаточными материалами, учебным оборудованием и приборами;

  • Повышать квалификацию учителей по содержанию, технологиям и методикам работы в группах с профильным обучением;

  • Разработать комплекс мер по ведению здоровьесберегающих технологий, оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.

  • Ввести новые формы и методы мониторинга качества по предметам профильного обучения;

  • Разработать и ввести концепцию и программу по предпрофильной подготовке;

  • Ввести перспективные, востребованные в практике учебно-воспитательные, управленческие проекты;

  • Разработать организационно-педагогические условия обеспечения преемственности с начальной школой;

Тем не менее, остаются противоречия, на решение которых должна быть направлена образовательная политика гимназии. Не на всех уроках ведется систематическая работа по формированию общеучебных умений и навыков.  Необходима системная проверка уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Целесообразно чередование в течение целого дня уроков общеобразовательных предметов с занятиями по творческим дисциплинам и физкультурой, т.е. необходимы некоторые коррективы в расписании.  

Работа по оптимизации урока, строящаяся с учетом современных методов преподавания (с ориентацией на поисковые, творческие методы), семинары с небольшой группой учащихся снижают объем домашних заданий по многим дисциплинам. Домашние задания, контрольные работы стараемся сводить к минимуму. Свободное время можно использовать на организацию индивидуальной работы с учащимися, участие учащихся в работе кружков и секций, занятий исследовательской работой, во внеклассной работе.  

Лекционно- семинарская система занятий должна отличаться от занятий в вузах отсутствием  «чистых» лекций. Учитель работает с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, продумывая методику активизации внимания класса. Важнейшими формами организации деятельности становятся, наряду с фронтальными, групповые, парные, индивидуальные, а также смешанные формы. В перспективе основной формой организации УПД должна стать цикло-блочная система обучения.

 

Система воспитательной работы.

Педагогический коллектив опирается на современные психолого- педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности, прежде всего, зависит от развития мотивационной сферы личности, а не от  суммы знаний или выработанных умений и навыков. Система воспитания выстраивается на основе интересов и собственного выбора учеников. Основные подходы в организации воспитательного процесса - системный, деятельностный и личностно- ориентированный.

     Важнейшими задачами гимназии  являются создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности, удовлетворение познавательных и духовных потребностей школьника, профессиональное самоопределение, творческое развитие учащихся, формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В развитии воспитания имеется ряд следующих проблем:

- рассогласованность в ценностях воспитания между семьей, образовательным учреж-дением, социумом;

- недостаточное выполнение семьей своих воспитательных функций;

- негативное влияние средств массовой информации;

- недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями;

- недостаточная работа педагогов-предметников в сфере воспитания;

- ухудшение физического и психического состояния здоровья детей;

- низкая эффективность воспитательного потенциала детских общественных организаций.

     Чтобы вывести систему воспитания в школе на качественно новый уровень, необходимо:

- более рациональное использование имеющегося потенциала; повышение профессиональной компетентности воспитателей;

- освоение новых технологий, как в самом воспитательном процессе, так и в управлении им;

- чтобы оказать значимое влияние на результирующую линию возрастающего поколения надо включить в воспитательную деятельность всех социокультурных сфер наслега, улуса и создать в перспективе единого воспитательного пространства.

С этой целью разработаны программы: 

  • Программа «Здоровье»

  • Социально-психологическая программа «Семья и школа»

  • Программа «Гражданское воспитание»

  • Программа «Профилактика правонарушений»

  • Программа «Профориентационная работа»

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияний социума на учеников и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития личности, которые предоставляет сельская местность.     Учащиеся имеют возможность выразить себя в во внутришкольных кружках  «Юный корреспондент», «Шашки», «Шахматы», «Волейбол», «Хоhоонноохтук аагыы», «Основы компьютерной грамотности», «Легкая атлетика», «Хапсагай», «Краеведение». Помимо кружков функционируют школьная и сельская библиотеки, музыкальная школа, краеведческий музей, спортивные секции.

В гимназии действует ученическое самоуправление, обеспечивающее развитие социально- активной личности. Самоуправление приучает учащихся к осознанной постановке целей, планированию деятельности и самоанализу (осознанию себя в деятельности ), контролю, самоконтролю, самокоррекции, тем самым формируя основы личностного роста.

Организация всей воспитательной работы осуществляется классными руководителями, деятельность которых координирует и направляет зам. директора по  воспитательной работе Корнилова Е.И. Она же обеспечивает концептуальное и методическое содержание внеклассной работы. Перечень функциональных обязанностей классного руководителя многообразен. Важной частью системы воспитательной работы гимназии является формирование и укрепление школьных традиций, к которым можно отнести праздники: День гимназиста, День здоровья, экологический ысыах, конференция,  Хэллоуин, встреча со студентами, благотворительные акции, День ребенка.

 

Концептуальные положения.

Цель образования в гимназии – выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творческой индивидуальности, имеющей гражданское самосознание, ориентированной на общечеловеческие ценности, обладающей прочными знаниями, конкурентоспособной, способной позитивно адаптироваться в быстро изменяющемся мире, воспроизведение интеллектуальной элиты сельского социума,  Она реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, созданий условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, работы  гимназии в режиме развития, роста.  

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие задачи:

1. разработать психолого- педагогические условия для личностного развития,   самоактуализации и самоопределения личности гимназиста;

  1. формирование физически здоровой личности: предупреждение перегрузки учащихся в учебном процессе; оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей; привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, создание групп здоровья для ослабленных детей;

  2. привлечение и вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность через метод проектов;

  3. развитие творческих способностей учащихся: выявление уровня развития творческих способностей с целью совершенствования программ по предметам, проведение предметных олимпиад, недель, привлечение учащихся к творческим конкурсам;

  4. формирование творчески работающего коллектива учителей: развитие профессиональной квалификации,  обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование работы методических объединений, организация освоения современных образовательных технологий и диагностики качества обучения; публикация творческих работ  учителей; проведение семинаров по обмену опытом; стимулирование творческих поисков учителей, повысить социальный статус и авторитет сельского учителя;

  5. организация учебно-воспитательного процесса: совершенствование учебного плана и учебных программ, развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; совершенствование семинарской системы занятий, дифференцированного обучения; изучение и внедрение в практику технологии коллективного способа обучения;

  6. воспитательная работа: создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива; укрепление органов ученического самоуправления; совершенствование системы работы классных руководителей; усиление воспитательного потенциала уроков;

  7. совершенствование системы управления гимназией: усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями; совершенствование системы самоуправления;

  8. создание системы  взаимодействия гимназии с внешней средой.

 

Прогнозируемый педагогический результат.

Цели и задачи гимназии позволяют прогнозировать получение результата – образовательной деятельности, которая обеспечивает адаптацию выпускников данного учреждения в разных жизненных ситуациях, создает базу для успешного обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и для работы в различных общественных сферах.

Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы:

- конкурентоспособность выпускников при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

- допустимый уровень здорового образа жизни.

-  готовность к непрерывному  образованию

- готовность к труду в рыночных условиях.

Критериями достижения прогнозируемых результатов являются важные показатели готовности учащихся  к самостоятельной жизни:

- устойчивость нравственных качеств ученика (выпускника);

- наличие базы знаний, умений и способности их переноса на новые виды деятельности;

- умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать его, стремление к непрерывному образованию;

- быстрота адаптации к новым видам деятельности, новым условиям труда, общественному мнению коллектива, трудовому режиму.

 

Управление реализацией программы.

Реализация образовательной программы развития гимназии зависит от умелого управления гимназией,  от усилия всех учителей, их заинтересованности в своей работе. Основу методического выполнения программы составляют деятельность методического совета, методических объединений, традиционные внутришкольные семинары и недели педагогического мастерства.

Средний возраст педагогического коллектива – 35 лет. Это – грамотные, владеющие научным содержанием предмета и методикой преподавания профессионалы, прошедшие курсовую переподготовку, стремящиеяся к непрерывному педагогическому поиску и самосовершенствованию.  Высшую категорию имеют – 3 человека (17,4%); 1-ю  категорию  - 9 чел. (39,1%); 2-ю категорию – 7 чел. (30,4%); базовую категорию – 6 (26,1%). Имеют звания : “Отличник народного просвещения РСФСР” – 1 человек; “Отличник народного просвещения ” – 1 человек; “Отличник образования РС (Я)” –4 человек;  “Старший учитель” – 1 человек; “Заслуженный учитель РС (Я)” – 1 человек; “Учитель - методист”- 1 человек; “Самодеятельный композитор” – 1 человек; “Отличник культуры РС (Я) ” – 1 человек; Стипендиат МФ «Дети Саха-Азии»- 1; Призер республиканского конкурса «Учитель ученических признаний»-1; Кандидат в мастера спорта- 1.

Ключевые идеи работы с кадрами: знать и изучать индивидуальные особенности каждого педагога, его потенциальные возможности; создавать условия для творческой работы учителей, для саморазвития и  самореализации.

Индивидуальная работа с кадрами должна способствовать не только выявлению положительных профессиональных качеств учителя, но и предупреждать и устранять затруднения в педагогической деятельности.

Материально- техническое обеспечение программы связано с проведением учебных занятий в специально - оборудованных кабинетах физики, химии, биологии, географии, истории, математики, физкультуры, труда.

Основные мероприятия по реализации программы:

  • Утверждение программы развития гимназии на уровне педагогического коллектива, на муниципальном уровне;

  • Разработка, доработка и апробация новых образовательных программ, работа  научно- практических  лабораториях;

  • Совершенствование существующих учебных планов;

  • Разработка и апробация системы диагностики успешности реализации образовательных программ;

  • Расширение связей с инновационными  школами, имеющими аналогичные образовательные программы;

  • Обучение педагогов навыкам научно-исследовательской работы (соискательство на научную степень);

 

Ресурсное обеспечение программы.

Организационное: рабочая творческая группа из педагогов и представителей социума, ответственная за организацию, коррекцию и реализацию модели сетевой профилизации, разработка организационного механизма введения модели, формирование классов, система по набору учащихся в гимназию. Самоуправление учащихся.

Информационное: информационные материалы для педагогического коллектива и учащихся гимназии, родителей и представителей социума об эксперименте, разработка системы информирования о ходе эксперимента по графику.

Нормативно- правовое: обновленная нормативно- правовая база деятельности ОУ (приказы по эксперименту, изменения в Устав гимназии, измененные функциональные обязанности сотрудников гимназии, положения о рабочей  творческой группе педагогов и др.)

Кадровое: педагогический и обслуживающий персонал, социальный педагог, медицинские работники, специалисты дополнительного образования.

Научно-методическое: описание модели сетевой профилизации, программа научно-методического сопровождения эксперимента, образовательные программы (измененные, авторские, адаптированные) по всем реализующимся в гимназии направлениям, учебный план, программы психологического, социально-педагогического, медицинского обеспечения учебно-воспитательного процесса, корректировка расписания.

Мотивационное: стимулирование инновационных процессов в гимназии,   конкурсов педагогического мастерства, конкурсов для учащихся.

     Материально-техническое: план развития МТБ гимназии, здание гимназии (573,6 кв.м), в перспективе план реконструкции помещений под гимназический уровень образования; кабинетная система (11 каб.); библиотечный фонд -    на 1.01.06 составляет 19356 экз.,   спортивный зал, медицинский кабинет; кабинет психолога и социального педагога; ТСО смотреть в пункте 16.

Финансирование:     региональный бюджет (план привлечения внебюджетных средств организаций и учреждений внешнего окружения).

Обеспечение связей  с внешней средой:

- изучение и анализ возможностей близлежащих школ;

- изучение местных гражданских инициатив, важных для развития гимназии;

- активизация родительского сообщества для осуществления совместных социальных проектов с учащимися;

- подписание соглашений с организациями, заинтересованными в развитии идей гимназии.

 

Приложение 1.

Социально – педагогическая программа «Семья и школа»

     Семья является первоосновой общества, важнейшей социальной ценностью. Основная функция семьи – воспитание и развитие детей.

      Привлечение родителей учащихся к активному содержательному и эффективному участию в воспитательной работе школы и семьи, возрождает нравственную ценность семьи, создает единую систему воспитания в школе, семье.

      Цель программы:     создание среды, благоприятной для формирования здорового образа жизни, развития, защищенности ребенка.

     Задачи:

  • налаживание плодотворных связей между семьей и школой, усиление роли семьи в формировании жизненной позиции ребенка;

  • формирование здорового образа жизни;

  • создание максимальных условий для роста и развития ребенка;

  • обеспечение социально – психологической защиты  ребенка;

  • передача опыта и сохранения семьи;

  • профилактика негативного семейного воспитания;

  • воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я».

  • повышение педагогической и психологической культуры родителей;

     Проблемы, требующие решения:

  • Низкая психолого – педагогическая подготовленность родителей в воспитании детей;

  • Низкий уровень правовой подготовленности родителей и детей;

  • Недостаточное взаимодействие образовательного учреждения, общественности и семьи;

Направления

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1. Психолого – педагогическое изучение личности

Посещение семей.

Создание банка данных.

Создание банка методик для изучения личности.

 

Всестороннее изучение личности ребенка

2. Работа с семьей

   Всеобуч родителей

Лектории

Консультации

Псих. тренинги

Беседа

Анкетирование

Семинары

Педконсилиумы

Правовое образование

Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями

  Родитель в школе

Ремонтные работы

Спонсорство мероприятий

Субботники

Акция «Добрые дела»

Профориентационная работа\

Работа родительского комитета

Оказание посильной помощи родителей школе для развития материально-технической базы школы. Усилениеинтереса родителей к учебно-воспитательной работе школы.

  Праздники с семьей

Различные конкурсы

День семьи

Спортивные праздники

 

Ликвидация отчуждения семьи от школы.

Эмоциональное сближение ребенка и родителей.

Школа добра «Харысхал»

Акции (обеспечение продуктами, одеждой, финансовая помощь)

Содействие в обеспечении жильем приезжим учащимся

Профориентационная работа

Установление доверительных отношений между школой и семьей

Родители и тµілбэ

Работа кружков

Дни тµілбэ

Участие в наслежных мероприятиях

Работа с семьями «группы риска»

Взаимодействие социальных и общественных институтов

3. Профилактика вредных привычек и противоправных поведений учащихся. Работа с «группой риска»

 

Лекции

Беседы

Консультации

Тренинги

Привлечение к различным кружкам, секциям, делам по интересу

Развитие способности противостоять отрицательным влияниям среды

 

Приложение 2.

 Программа «Профориентационная работа».

     С изменением экономической, политической и социально-культурной ситуации в стране необходимо новое понимание проблемы выбора профессии.

     Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью освоения нового социально- экономического опыта. Происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации.

     Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии. Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни.

        Цель программы: подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

        Задачи: углубление и расширение знаний учащихся об особенностях, тонкостях профессии; воспитание стремления овладеть мастерством в выбранной профессии; вооружение учащихся определенными знаниями; воспитание эстетического сознания, нравственности.

       Формы деятельности:

·         встречи с представителями разных профессий;

·         изучение интересов и способностей учащихся;

·         тренинг уверенности в себе;

·         беседы о профессии;

·         классные часы .

      Содержание деятельности:

1. Самоопределение: желание, мечты, выбор, борьба, труд. Миры, в которых мы самоопределяемся. Свобода и необходимость, выбор и обязанность. «Могу», «хочу» и «надо».

2. Профессиональное самоопределение. Мир профессий: области деятельности, профессии, специальности. Требования профессии к человеку. Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности.

      Основания для выбора профессии. Профессиональные интересы и склонности. Роль самовоспитания в выборе профессии. Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессии.

3.   Жизненные планы. Человек и судьба. Ступени взрослости.

4. Внешняя саморегуляция: создание и управление своим внешним обликом и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета. Искусство общения.

5. Внутренняя саморегуляция: управление физическим состоянием, эмоциями, состоянием.

6.  Подготовка себя к трудовой карьере. От самоопределения к самореализации. Образование  и специальность: выбор цели и пути ее достижения. Карьера. Хотеть, уметь, мочь. Свобода и ответственность. Закон. Честолюбие и тщеславие.

7. Подготовка к рыночным социальным отношениям. Работа и безработица. Воспитание в себе честности, умений делового общения, предприимчивости.

8. Дальнейшее жизненное самосовершенствование. Самосовершенствование – правильное использование опыта жизни и знание своих возможностей. Восхождение к индивидуальности.

        Ожидаемые результаты:

·         Стремление подростка к контакту, открытости, интерес к занятиям, возникновение психологического комфорта, разрядки негативных эмоциональных переживаний.

·         Формирование у подростка готовности к самостоятельному решению своих проблем.

 

Приложение 3.

Программа «Здоровье».

      Здоровье есть критерий образования, так как знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психически или социально. Больной ученик заранее обречен на то, что может оказаться невостребованным в обществе и в жизни в целом.

Обоснование разработки.      В настоящее время уровень здоровья якутян крайне низок. Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные. В последние годы отмечается рост заболеваемости практически по всем группам болезней. По данным диспансеризации детского населения РС(Я), среди детей от 0 до 18 лет с отклонениями здоровья выявлено 54,2% детей. Наибольший показатель заболеваемости приходится на возраст от 7 до 15 лет, т.е. на период обучения детей в школе. По данным статистики, полностью здоровыми оканчивают школу только 3% выпускников.

     Выявляются следующие наиболее тревожные тенденции:

- у большого числа детей отмечается гиповитаминоз и дефицит массы тела, связанные с нарушениями питания;

- снижение возрастного порога начала табакокурения;

- увеличение числа подростков, употребляющие спиртные напитки;

Цели проекта:

- Формирование культурного отношения к собственному здоровью;

- повышение уровня здоровья детей.

Задачи:

·         обеспечение безопасной и здоровой среды в образовательном учреждении;

·         Изучение состояния здоровья учащихся;

·         Формирование навыков санитарно-гигненической культуры;

·         Внедрение и использование здоровьесберегающих технологий;

·         Профилактика употребления психоактивных веществ;

·         Привитие уважения к спорту и здоровому образу жизни.

Приоритетные направления проекта «Здоровье»:

Первое направление – укрепление материальной базы для проведения мониторинга состояния здоровья, создание условий, обеспечивающих оптимизацию учебного процесса и повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.

Второе направление – мониторинг состояния здоровья.

Третье направление – повышение квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей.

Четвертое направление – повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни, предупреждение школьных проблем.

 Вид деятельности  по реализации проекта «Здоровье»:

  • Медико-профилактическая деятельность

- медицинский осмотр;

- профилактика заболеваемости;

- витаминизация.

  • Горячее питание.

  • Оздоровительные мероприятия

  • Педсеминары для учителей и родителей

  • Улучшение МТБ

  • Уменьшение учебных нагрузок.

  • Конференция

  • Оздоровление детей в летний период в экологически чистой зоне

  • Анкетирование

Ожидаемые результаты:

  • Сформирование правильного отношения к здоровью у детей школьного возраста;

  • Снижение заболеваемости, количества пропущенных уроков, утомляемости;

  • Повышение успеваемости и качества образования школьников;

Сроки и этапы реализации проекта: 2005-2008.

 

Приложение 4.

 Проект «Гражданское воспитание».

      Гражданское воспитание – одна из составляющих общего воспитания. Основная задача – сформировать и развить у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет. Складывается из ряда элементов:

а) знание и понимание морали и законов общества;

б) осознание совокупности своих прав и обязанностей;

в) умение отстаивать свои и чужие интересы через знание законов;

г) навыки законного действия и взаимодействия, законопослушность на уровне устойчивой привычки.

     Проблема, которую необходимо решить в школе – создание условий для формирования и реализации воспитательной системы в образовательном процессе.

     Развитие воспитания в школе предполагает решение следующих задач:

  1. Определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся.

  2. Формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих – воспитания и обучения).

  3. Усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуры, в которых они живут, способы самоопределения в них.

  4. Предоставление им реальных возможностей в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.

  5. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением.

Вид деятельности для реализации проекта «Гражданское воспитание» :

  • Декада “Закон и права ребенка”

  • Неделя истории и права

  • Неделя государственных символик

  • Тематические классные часы

  • Беседы, лекции

  • Знаменательные дни (Суверенитет РС(Я),РФ, и т.д.)

  • Юбилеи якутских писателей, деятелей

  • Неделя якутской письменности

  • Встреча с ветеранами тыла

  • Тимуровские рейды

  • Мероприятия, посвященные дню Великой Победы.

  • Экологический двухмесячник

  • Традиционные празники (ТаІха, ыґыах)

  • Школьное самоуправление 

Ожидаемые результаты:

  • Сформирование у учащихся высокого гражданско-патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и малой Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины;

  • Сформирование личности, неразрывно связывающего свою судьбу  с будущим родного края страны.

  • Освоение учащимися ценности общества и культуры, в которых они живут, способы самоопределения в них.

Сроки и этапы реализации проекта: 2005-2008.

 

Приложение 5.

Программа «Профилактика правонарушений».

Цель программы:

  • Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав;

Задачи:

  • Воспитание несовершеннолетнего подростка в духе уважения к старшим, любви к Родине, прививать ему чувство ответственности перед обществом и государством;

  • Оказание помощи родителям или лицам, их заменяющим, в перевоспитании детей группы «риска» в духе уважения и соблюдения законов и правил общежития;

  • Наблюдение за аккуратным посещением трудными учащимися учебных занятий, их успеваемостью, выполнением домашних заданий, поведением в школе, в семье, на улице, в общественных местах;

  • Вовлечение в кружки и секции;

  • Принятие мер к созданию надлежащих условий для правильной организации учебы, труда и досуга.

Категории включения  детей в группы «риска»:

- несовершеннолетние, совершившие правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;

- учащиеся, употребляющие спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или иные одурманивающие вещества;

-  дети необеспеченных, неблагополучных родителей;

дети, которые пропускают учебные занятия без уважительных причин.

Направления работы с учащимися социального риска:

  1. Система диагностики личности.

Изучаются:

а) направленность: индивидуальная, групповая, общественная, деловая;

б) ценностные ориентации: смысл жизни, профессиональные намерения, отношения к людям, к коллективу, противоположному полу, делу, семье, школе;

в) специальные способности;

г) обучаемость.

  1. Работа с учащимися:

а) формирование интегративных качеств личности: организация различных видов деятельности, организации самоуправления;

б)  развитие специальных способностей в процессе дифференцированного обучения и творческой внеурочной деятельности;

в)  формирование нравственных отношений между девочками и мальчиками;

г)  нравственно-психолого-гигиеническое просвещение по вопросам женского и мужского здоровья, этика общения;

д)  психологическая подготовка к семейной жизни.

  1. Работа с семьей.

а)  диагностика взаимоотношений родителей и детей;

б)  диагностика отношения родителей к школе;

в)  формирование нравственных, педагогически целесообразных взаимоотношений в семье, коррекция семейного воспитания;

г)  индивидуальная работа с конкретной семьей.

  1. Совместная работа школы и органов правопорядка.

а)  выявление мотивов правонарушения и преступления подростков;

б)  формирование мотивов правопослушного поведения школьников;

в)  организация досуга подростков в микросоциуме;

Модель работы с трудными учащимися:

  1. Посещение на дому.

  2. Составление психолого-педагогической характеристики на трудного учащегося.

  3. Меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе.

  4. Связь с тренерами, руководителями кружков, учителями, семьями «трудных» учащихся, психологом, соцпедагогом.

  5. Контроль за занятостью данных учащихся в общественной жизни класса, школы.

 

 

 

 

 

e-mail.ru: mg97@mail.ru

Кабинет информатики, Мукучинской гимназии © 2008

Используются технологии uCoz